"Час Памяти" - к 74-летнему дню полного снятия Блокады Ленинграда

Круглый стол филиала Фонда «Русский Мир» - «Русский центр» КРМУ.

Дата проведения: 26.01.18 г.

Время проведения: 15 - 00

Место проведения: «Русский центр» - аудитория № 304, 1 корпус КРМУ

Участники: студенты дневного отделения специальности «Переводческое дело», «Психология», «Туризм», «Дизайн», учащиеся колледжа., ученики СШ №№ 11, 17, 9, 22

Приглашенные:

Надежда Петровна Лапаева (Азовскова), Лидия Петровна Щипакина (Азовскова), Каргаева Мария Сергеевна, Камыспаев Галым Мусинович, Куан Хамза – очевидцы военного времени в городе Актюбинске.

Он-лайн: Донецкая областная библиотека (ДНР), Оренбургский государственный университет, Государственный университет им. Н.П.Огарева, Сочинский Государственный университет(РФ), университет Дамаска (Сирия), общественное объединение «Славянская сказка» (Болгария).

Ответственный за проведение: директор отдела «Русский центр» КРМУ, к.п.н, доцент кафедры ГД Емельянова Е.В.

 

Монтаж информации: студенты группы ПД – 101 Бондаренко Н., Сошникова Д.

Ведущие: студенты группы ПД – 101 Бондаренко Н.,

Фото-видеосъемка: студентка группы ПД – 101 Калиева К.

Оформление: метроном, фото блокадного Ленинграда, аудио и видеозаписи

СМИ: Гизатулина Инна, газета «Диапазон»

 

Программа акции.

 

1.     История подвига. Документы и факты о жизни блокадного Ленинграда. Демонстрация записи видео с жителями блокадного Ленинграда (предоставлено Донецкой библиотекой)

2.     Мы о войне стихами говорим: стихи и песни о Ленинграде и ленинградцах в исполнении студентов КРМУ, школьников.

3.     Панельная дискуссия «Мы памяти народной верны»

4.     Ленинградский метроном. Минута Молчания.

 

Вопросы к участникам панельной дискуссии.

1.     Действительно ли именно уничтожение Бадаевских продовольственных сладов привело к такой тяжелой блокаде?

2.     Была ли возможность создания альтернативной Дороги Жизни?

3.     Как ленинградцы спасали культурные ценности?

4.     Почему К.Е.Ворошилов был отозван с поста командующего Ленинградским фронтом и на его место был назначен Г.К.Жуков?

5.     Почему все-таки в блокадном Ленинграде не было массового мародерства, каннибализма, уничтожения памятников культуры, сожжения книг?

6.     Какой вклад внес Казахстан (Актюбинск) в освобождение Ленинграда?

7.     Какие планы вынашивал Гитлер в отношении Ленинграда и Ленинградской области?

8.     Могла ли сдача города предотвратить человеческие потери и спасти жизни ленинградцев?

9.     В чем смысл патриотизма? Так ли необходимо вспоминать такие тяжелые моменты в истории народа, как блокадные дни?

10. Была ли возможность избежать блокады?

11. Как Вы относитесь к высказываниям некоторых журналистов и аналитиков, что блокады как таковой не было вовсе? (по материалам произведения А.Кунгурова «Математика и историческая реальность»)

12. В настоящее время бытует мнение, что во времена СССР было слишком много мероприятий патриотического формата и от этой перенасыщенности они теряли свою актуальность. На Ваш взгляд, сколько таких мероприятий должно иметь место ежегодно, чтобы не растерять историческую память, знать о подвиге своего народа и быть настоящим патриотом своей Родины?

 

Участники панельной дискуссии

1.     Молдахметова Альбина Жаксыгуловна – ОСШГ №11

2.     Веремчук Николай Ростиславович – ОСШГ №11

3.     Волошина Инна Анатольевна – ОСШГ № 11

4.     Утемисов Бактыбай Утемисович - КРМУ

5.     Куписов Максат Бисембаевич – КРМУ

6.     Ларина Марина Алексеевна – СШ № 22

7.     Камысбаев Галым Мусинович – Совет Ветеранов г.Актобе

8.     Куан Хамза Казиханулы - Совет Ветеранов г.Актобе

 

Участники панельной дискуссии он-лайн

1.     Елена Димитрова – Болгария

2.     Наталья Юрьевна Хачатурова – РФ

3.     Ольга Леонидовна Арискина – МР

4.     Мохамед Омар – Сирия

5.     Анна Погорелая – ДНР

6.     Светлана Александровна Кочетова – ДНР

7.     Дмитрий Яковлевич Фризен - РФ

Участники панельной дискуссии ГИИЯ:

Участники от ОО ВПО "Горловский институт иностранных языков" (г.Горловка, ДНР):
д.филол.н., проф. Кочетова Светлана Александровна,
к.ист. н., доц. Евсюкова Наталья Владимировна,
преп. Полякова Мария Андреевна,
преп. Никулин Юрий Александрович,
преп .Атамалян Артур Гарикович,
студентка Ариничева Екатерина, 
студентка Банникова Дарья,
студентка Медведева Светлана,
студент Ермошкин Александр,
студент Снежко Александр. 

 

СПИСОК студентов колледжа КазГЮУ,

приглашенных на мероприятие, посвященное 74 годовщине снятия блокады Ленинграда «Час Памяти»

Руководитель группы : Есеркепова Индира Жарибаевна, куратор 2 курса;

Студенты:

1. Тимошенко Михаил Григорьевич, студент 2 курса .

Поэзия подвига А.Ахматова «Мужество»;

2. Алдангарова Данагуль Бактыбаевна, студентка 2. Стихотворение «А вы , мои друзья последнего подвига»;

3. Погосян Эльвира Саиновна , студентка 2 курса . Стихотворение Муса Джалиля «След»;

4. Чеботаренко Владислав Денисович , студент 2 курса . Стихотворение Мусы Джалиля «Победа»

 

 

Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.

 

Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.

 

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем

цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,

ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

 



Когда говорят о блокаде Ленинграда, часто вспоминают мужество и героизм защитников города, нечеловеческие условия, в которых жили и трудились люди, сделавшие своим девизом «Все для фронта, все для победы!» «125 блокадных грамм» вошли в учебники истории и стали образом поэзии.

Однако блокада продемонстрировала не только чудеса мужества, стойкости, героизма. Блокада показала чудеса человеческого духа. Потому что люди не только работали, выживали — они творили, создавая прекрасное, и сохраняли для потомков величайшие ценности культуры, сокровища мирового искусства.

…Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…

…Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. А еще — тех, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями. Есть воспоминания, что актерам фронтовых бригад выдавалось оружие, потому что в любой момент могла возникнуть необходимость его применить по назначению.

…Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.

…Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. И, может быть, именно это помогло городу выжить и не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которые воплотились в музыке Шостаковича, в стихах Ахматовой и Берггольц, в работе академика Орбели — директора Эрмитажа и многих, многих других, которых были тысячи.

…Давайте поставим им памятник. Поставим всем миром, потому что во многом благодаря их усилиям наш великий город не только выжил, но и сохранил себя, свои сокровища, продемонстрировал всему миру такие высоты духа, которые достойны легенд.
«Шостакович — в осажденном холодном Ленинграде, на скудном голодном пайке, прерывая работу лишь чтобы подняться во время воздушной тревоги на крышу дома, наравне со всеми нес дежурство, он тоже истово трудился над бессмертной Седьмой симфонией…»

 

Мальчишки и девчонки Ленинграда,

Война у вас детство украла.

Лишила родных и близких.

Мы вам поклонимся низко.

Вы повзрослели так рано.

Работали ночью и днём.

За ваши душевные раны

Низкий поклон.

И голод, и холод вас сковывал,

Пронзала жгучая боль.

Игрушки отброшены в сторону,

А цель лишь одна - фронт!

Спасибо, спасибо, ребята,

За вашу отвагу и труд.

И эта скорбная дата

Запомнится всем вокруг.