Мероприятия по содействию трудоустройству и организации практике

Основные направления деятельности по содействию трудоустройства выпускников КРМУ 2016-2017 уч.г.

 

Казахско-Русским Международным университетом ведется систематическая работа по содействию трудоустройства выпускников. Основными направлениями работы университета по содействию в трудоустройстве являются:

Разработка внутривузовских нормативных и методических материалов по вопросам содействия трудоустройству:

Положение об учете мнений работодателей о профпригодности выпускников КРМУ;

Положение об организации профессиональной практики и стажировки

Положение о сотрудничестве КРМУ с работодателями

Положение о проведении анкетирования студентов, выпускников и работодателей

Положение о привлечении заинтересованных лиц к участию в образовательном процессе и оценке его качества в КРМУ

 

 * Разработаны образовательные программы вуза по программам бакалавриата с учетом предложений работодателей, выявляемых в ходе проведения совместных мероприятий, анкетирования, рецензирования выпускных работ и участия в работе ГАК

     В 2016-2017 уч.году 12 работодателей по 6 специальностям участвовали в разработке и рецензировании ОП 24 элективных дисциплин, которые были включены в учебные планы

* Выполняются    магистерские проекты/диссертации обучающихся в рамках заказа предприятий и учреждений .

     В качестве руководителей проектирования привлекаются высококвалифицированные специалисты реального сектора экономики, правоохранительной системы.

* Практикуется вовлечение работодателей в учебный процесс: чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, мастер-классов

       Университет широко практикует привлечение ведущих специалистов, известных отечественных ученых и практиков для чтения лекций, проведения практических занятий и в качестве председателей ГАК

 

*Организация и проведение лабораторно-практических занятий на базе организаций и предприятий, а также прохождение профессиональной практики, производственной стажировки

В целях реализации планов по укреплению связи образовательных программ с производством вуз заключил договоры о проведении ЛПЗ на базе производства. 34 договора по 13 специальностям: Назарбаев Интеллектуальная школа с физико-математическим направлением г.Актобе, Актюбинский филиал РГП «Казахстанский институт метрологии»,ТОО «Актюбинская сельскохозяйственная опытная станция», ТОО «Стройдеталь»,Филиал АО НК КТЖ «Актюбинская дистанция пути», Актюбинский юридический институт МВД РК (криминологический полигон),Актюбинский областной суд, ЛУВД на ст. Актобе, Нотариальная палата Актюбинской области и др.      

      При определении баз практики большое внимание вуз уделяет заключению договоров по приоритетным проектам Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан. В 2016-2017 уч.году заключены 152 договора , 2015-2016 уч.году- 114договоров.

      Потенциальными партнерами нашего вуза являются АФ АО «Сбербанк» ,АО «Kaspi bank», АО «ЦентрКредитБанк»,АО «ӨзенМұнайГаз»,ГККП «Городская станция юных туристов», Прокуратура Актюбинской области, Департамент юстиции Актюбинской области, АО «Актюбинский завод хромовых соединений», ТОО «Актюбинская сельскохозяйственная опытная станция», Переводческое бюро «ИнтенсПро», «РУЦ ГУ «СПиАСР «ДЧС Актюбинской области» и др.

 

2. Содержание и формы организации учебно-методического процесса:

* Разработка ежегодно плана мероприятий по трудоустройству выпускников, который рассматривается и утверждается на заседании Ученого совета КРМУ.

* Разработка образовательных программ вуза по программам бакалавриата с учетом предложений работодателей, выявляемых в ходе проведения совместных мероприятий, анкетирования, рецензирования выпускных работ и участия в разработке РУПов, в работе ГАК.

* Внедрение Модели практико-ориентированного обучения на базе лаборатории-магазина «Бренд-менеджмента» КРМУ.

* Совместная разработка, экспертиза и лицензирование образовательных программ, включение в рабочие учебные планы новых предметов (элективных дисциплин) для изучения, если это будет рекомендовано работодателями

* Выполнение курсовых и дипломных работ студентов в рамках заказа предприятий и учреждений

* Научно-творческое сотрудничество с работодателем. Привлечение в качестве руководителей дипломного проектирования высококвалифицированных специалистов реального сектора экономики ,правоохранительной системы

* Вовлечение работодателей в учебный процесс: чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий, мастер-классов

* Организация и проведение лабораторно-практических занятий на базе организаций и предприятий. С 26 организациями заключены договоры , на базе которых по 62 дисциплинам проводятся лабораторно-практические занятия. По графику, согласованного с руководителями баз ЛПЗ студенты посещают практические занятия.

* Заключение трехсторонних договоров между университетом, студентом и базой практики о прохождении профессиональной практики. Студенты выпускных курсов заключают предварительные договоры о трудоустройстве, в том числе после прохождения практики , либо гарантийные письма с организаций,учреждений о трудоустройстве. Получены 21 гарантийных письма о трудоустройстве выпускников по специальностям «Переводческое дело», «Финансы», «Учет и аудит».

 

Консультационная работа со студентами по вопросам самопрезентации, профориентации и информировании о состоянии рынка труда

* С целью информирования о состоянии рынка труда проводятся семинары- тренинги по обучению выпускников правилам поиска работы, проведению самопрезентации, составления резюме, и других вопросов.

* Проводится ежегодное анкетирование выпускников по проблемам и возможностям трудоустройства. Индивидуальные консультации выпускников профильными кафедрами по подготовке резюме, построению карьерного вектора, подготовка к ярмаркам вакансий.

* Проводится совместно с выпускающими кафедрами мониторинг карьерного роста выпускников, осуществляем обратную связь с выпускниками, организуются встречи с выпускниками

* Обобщаются сведения об отзывах работодателей о выпускниках университета

* Сформированы сводные данные по трудоустройству выпускников вуза в АИС «Платонусе».

* На основе справок, характеристик от работодателей формируются к 1 октября сведения о трудоустройстве выпускников прошедшего учебного года.

* Организуются курсовые собрания по вопросам трудоустройства для студентов 3,4 курсов

* Проводятся итоговые конференции по профессиональной практике с приглашением руководителей баз практики по всем специальностям.

 

Организация ярмарок вакансий, презентаций компаний, дней карьеры

Регулярно проводятся мероприятия с участием работодателей: ярмарки вакансий, лекции, семинары, мастер-классы, деловые игры, Дни карьеры, круглые столы «ВУЗ- Выпускник-Работодатель», «Трудоустройство выпускников: проблемы, решения и перспективы» и др. Университет ежегодно принимает участие в областной выставке «Образование. Карьера. Работа».

 

Организация временной занятости студентов

         Студенты в период обучения проходят стажировку на базе крупных предприятий, учреждений. Базами стажировок стали АО «КазМунайгаз» по специальности «Учет и аудит»; Актюбинский областной суд - специальность «Юриспруденция»; АО «Альянс Банк», «Цеснабанк» - специальность «Финансы»; Мини-маркет «Шанз-Элизе»- специальность «Социально-культурный сервис».

В рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) 11 студентов КРМУ обучаются за счет корпоративного гранта: 4 студента специальности «Автоматизация и управление», «Дизайн», «Психология», «Менеджмент» (АО «Эмбамунайгаз»), 1 – специальность «Переводческое дело» (АО «Актюбинский комбинат нерудовых материалов»), 1 – специальность «Учет и аудит» (АО «Акбулак»), 5 – специальность «Юриспруденция» (АО «Озенмунайгаз», АО «НК СПК Атырау», ТОО «Рад-Стройкомплект», ТОО «ТасболатОйлКорпорейшн»).

 

2017 жылғы түлектердің жұмыспен қамтылу деңгейі


Мамандықтар

Бітірушілер саны

Жұмысқа орналасқан

Оқуды жалғастырушылар (магистратура)

Жұмысқа тұрмағандары

Бакалавриат

1

5В030100 - Юриспруденция

260

117(45%)

15

128

2

5В020700- Переводческое дело

27

5(18,5%)

-

22

3

5В012300- Социальная педагогика и самопознание

7

4 (57%)

-

3

4

5В020500- Филология

19

18(94%)

-

1

5

5В070400- Вычислительная техника и программное обеспечение

9

3(33%)

-

6

6

5В070300- Информационные системы

10

7(70%)

-

3

7

5В070200 –Автоматизация и управление

50

14(28%)

-

36

8

5В073100- Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

20

8(40%)

-

12

9

5В072900- Строительство

11

9(81%)

-

3

10

5В072000- Химическая технология неорганических веществ

3

1(133%)

-

2

11

5В073200- Стандартизация и сертификация

8

4(50%)

-

4

12

5В042100- Дизайн

14

-

2

12

13

5В050300- Психология

77

23(29%)

-

54

14

5В050900- Финансы

63

25(39,6%)

1

37

15

5В050800- Учет и аудит

46

25(54,3%)

-

21

16

5В050700 -Менеджмент

31

12(38,7%)

4

15

17

5В090200- Туризм

9

2(22,2%)

-

7

18

5В090400- Социально-культурный бизнес

14

1(7%)

-

13

 

Всего:

677

455 (67%)

22

222(32,7%)

Магистратура

1

6М030100- Юриспруденция

95

54(56,8%)

 

41

2

6М050700- Менеджмент

16

11(68,7%)

 

5

3

6М050900-Финансы

19

15(78,9%)

 

4

4

6М073100- Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды

14

11(78,5%)

 

3

5

6М042100- Дизайн

8

5(62,5%)

 

3

 

 

152

126(82,8%)

 

26(17%)

Итого:

829

581(70%)

22

248(29,9%)

 

Примечание: в 2016-2017 уч.г. количество выпускников составил 829 человек , из них : 677- бакалавриат, 152- магистратура.

         Так как проблема трудоустройства выпускников сегодня является достаточно острой и актуальной, Службой содействия трудоустройству выпускников ежегодно в рамках «Мониторинга востребованности выпускников: мнение работодателей и выпускников» проводится исследование, предметом которого является изучение мнения работодателей и выпускников.

        Актуальность проведенного исследования обусловлена необходимостью организации взаимосвязи между выпускниками и руководством вуза, получения полной систематической и качественной информации о выпускниках настоящих и прошлых выпусков в разрезе полученных специальностей. Анализ результатов исследования может помочь в решении такого сложного вопроса, как соответствие уровня и качества подготовки вузом специалистов требованиям самих выпускников и рынка труда.

 

Анкетирование работодателей по выявлению профессиональных качеств выпускников с целью получения информации о мнении работодателей по поводу текущих и перспективных потребностей рынка в специалистах различного профиля, механизме взаимодействия предприятий и организаций с вузом, профессиональных качествах выпускников КРМУ.В анкетировании приняло участие 74 респондента .

 

Основные вопросы, которые мы поднимали в данном исследовании:

Какие именно качества в высококвалифицированном специалисте вы цените как наиболее важные?

Какими навыками должен обладать выпускник вуза, чтобы получить работу в Вашей организации?

Какими личностными качествами должен обладать специалист?

Целесообразно ли студенту проходить стажировку на предприятии перед трудоустройством?

Каким путем вы находите специалистов на вакантные должности?

Специалисты каких направлений востребованы в настоящее время на рынках труда Актюбинской области?

Сотрудничало ли Ваше предприятие в течение последних трех лет с Казахско-Русским Международным университетом с целью привлечения выпускников/студентов профильных специальностей? Если да, то, в каких формах осуществлялось это сотрудничество?

 

Какие именно качества в высококвалифицированном специалисте вы цените как наиболее важные?

1

Наличие базовых профессиональных знаний, теоретическая подготовленность

30 %

2

Способность к образовательному росту, развитию профессиональной компетентности

25%

 

3

Инициативность, способность выдвигать новые идеи

20%

4

Умение работать на результат, умение представить результаты своего труда

10%

5

Умение работать в коллективе

15%

 

Специалисты каких направлений востребованы в настоящее время на рынках труда Актюбинской области?

1

Специалисты по продажам, торговля

35%

2

Представители рабочих профессий

10%

3

PR, маркетинг и реклама

25%

4

Производственно-инженерные специалисты

10%

5

Управленческие кадры, проектные менеджеры

20%

Какими навыками должен обладать выпускник вуза, чтобы получить работу в Вашей организации?

1

Знания в профессиональной деятельности

40%

2

Знание законодательства

18%

3

Компьютерная грамотность

22%

4

Профессиональная любознательность

15%

5

Совершенствование и постоянная работа над собой

15%

Каким путем вы находите специалистов на вакантные должности?

1

На конкурсной основе

55%

2

Через своих личных знакомых

20%

3

Через ярмарку трудоустройства

10%

4

Через объявление в газете

10%

5

другое

5%

                                                                               

Анкетирование выпускников «Выпускник и рынок труда» проводилось с целью выявления стратегии поведения студентов старших курсов КРМУ в ситуации безработицы.

Участвовало в анкетировании 402 выпускника. Предложено 20 вопросов.

Какие причины, по-вашему, формируют уровень безработицы среди молодых специалистов в нашем регионе?

1

«Пробелы» в предоставляемом местными вузами образовании

30 %

2

Излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы

25%

 

3

Недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи

25%

 

4

Отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов

10%

5

Пассивность существующих агентств по трудоустройству или недостаток их

10%

              Чего Вы ждете от работы ?

1

Новых эмоций и впечатлений

10%

2

Новых знакомств

15%

3

Высокой заработной платы

30%

4

Карьерного роста

25%

5

Самоутверждения

20%

Что для Вас первостепенно при выборе места работы? Ранжируйте следующие показатели:

1

Уровень предлагаемого заработка

30%

2

Престижность фирмы

20%

3

Сфера деятельности

10%

4

Возможность самовыражения

10%

5

Возможность профессионального роста

20%

6

Получение практического опыта

15%

На что работодатель, в первую очередь, обращает внимание при приеме на работу?

1

Наличие образования (престижность вуза, специальность и т.д.)

25%

2

Знания

30%

3

Внешность соискателя

15%

4

Опыт работы

30%

 

Выводы

          По результатам анкетирования можно выделить следующие закономерности в динамике отношения работодателя к молодым специалистам. Работодатели по-прежнему ценят хорошо подготовленных и способных молодых специалистов, готовых много работать. Работодатели расширяют возможности для трудоустройства, организуя стажировки и практики. Результаты анкетирования показали, что для компаний важны 3 основных момента: оценка личностного потенциала молодого специалиста, его знания и готовность работать в текущей ситуации за те деньги, которые ему предлагаются.

      Работодатели хотят видеть в молодых специалистах – выпускниках: наличие базовых профессиональных знаний, активную жизненную позицию, высокую мотивацию, склонность к саморазвитию, трудолюбие, нацеленность на результат, развитые коммуникативные навыки и склонность к здоровому образу жизни. Фактически работодатели назвали основные компетенции, повышающие конкурентоспособность выпускника на рынке.

       Однако среди преимуществ работодатели выделяют и отсутствие ряда навыков, которыми не обладают выпускники. По мнению 75% работодателей, для успешной работы выпускникам не хватает знаний по делопроизводству и документообороту, 33,4% считают, что не хватает профессиональных умений, 16,7% отдают навыкам самоорганизации и только 8,3% работодателей посчитали, что не хватает навыков эффективных телефонных коммуникаций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятия

Сроки

1

Создание электронного каталога резюме выпускников по специальностям

Февраль-май

2

Профессиональное тестирование и консультирование выпускников

в течение учебного года

3

Встречи выпускников с представителями кадровых служб, предприятий и банков

в течение учебного года

4

Internet – ярмарка вакансий для студентов и выпускников вуза

в течение учебного года

5

Изучение спроса на молодых специалистов-выпускников

Февраль-май